Ecom Retail Week – ежегодный форум электронной коммерции и ритейла, который прошел в Москве c 11 по 12 октября 2022 года. На форуме встретились свыше 200 спикеров и 5 000 экспертов и практиков, представителей федерального и регионального ритейла, маркетплейсов, ведущих отраслевых бизнес — ассоциаций, поставщиков потребительской продукции и решений для бизнеса, консалтинговых компаний, регуляторов в сфере потребительского рынка и стартап -сообщества.
Приоритетное развитие электронной коммерции невозможно без продвижения в Интернете. Эффективным инструментом являются социальные сети. Повысить продажи в онлайн и офлайн магазинах ритейлерам помогает объединение потоков контента и коммуникации со своими покупателями. Потребители используют новые онлайн медиа в качестве источника информации о товаре.
Яркий пример такого пути демонстрирует компания X5 Group, где коммуникации с покупателями уже «вшиты» в рамки стратегии развития. «Мы начали с того, что опросили покупателей, выходящих из наших и соседних магазинов, на каком этапе они принимают решение, что они будут готовить и из каких продуктов. Выяснилось, что решения принимаются в онлайне. Потребовалась коррекция стратегии развития. Мы решили, что должны присутствовать на нулевом этапе движения клиента, где покупатель только задумывается, что ему надо купить», - поделился Николай Шестаков, директор по Медиа X5 Group, историей создания проекта Food.ru
Главный вопрос сессии «Фарма online: эксперименту быть!», которая прошла во второй день форума ECOM Retail Week, касался дистанционной продажи рецептурных лекарств.
Когда была пандемия COVID-19 в 2020 году, было разрешено продавать лекарства, на которые не требуется рецепт. Онлайн продажи оказались выгодны и для селлеров, и для клиентов, которые быстро привыкли к продаже лекарств онлайн. За два года работы дистанционную торговлю осуществляют на территории России 497 аптек.
Сегодня делается новый шаг. В трех регионах в порядке эксперимента готовятся к дистанционной продаже рецептурных лекарств.
«Сейчас мы ждем подзаконные акты, регулирующие продажу рецептурных лекарств. Надо понимать, что цена ошибки очень велика. Мы проверили 40 тысяч сайтов, 26 тысяч из них были заблокированы, они занимались незаконной продажей безрецептурных лекарств. В ходе эксперимента отработаем проблемы. Один из сложных вопросов - доставка лекарств в сельскую местность. Здесь мы делаем ставку на Почту России. Эксперименту быть!», - резюмировала свое видение дистанционной продажи лекарств Ирина Крупнова, начальник управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Росздравнадзора.
«Есть категории товаров, когда время имеет значение. Это, например, продукты питания. Спрос на эту категорию доставки увеличился. В то же время спрос на доставку ресторанных заказов снижается. Параллельно развивается доставка фармы. Такая тенденция актуальна и в регионах», - отметила Татьяна Борзых, директор по развитию компании Dostavista.
Эксперты отмечают, что с ростом потребности в курьерской доставке растет и ставка за данные услуги. Стоимость для получателя заказа будет при таких условиях повышаться, но вместе с тем будет расти и эффективность.
Вторая неявная задача, которую решает курьерская служба – снижение безработицы. Эта работа не очень высокооплачиваемая, но в то же время очевидное преимущество – стабильность. Примечательно, что крупные компании продолжают инвестировать в развитие сервисов доставки даже на фоне снижения среднего чека заказа.
Инструменты внутреннего продвижения на маркетплейсах, анализ и выбор ниши для торговли обсудили в рамках форумной сессии «Маркетплейсы — территория нового бизнеса: как стать лучшим селлером?».
По мнению экспертов, электронная коммерция растет стремительными темпами. Это обусловлено квантовым скачком в развитии маркетплейсов. Второй год подряд темпы только нарастают. Популярность объясняется совершенствованием экосистемы маркетплейсов. Сервисы успевают быть на шаг впереди требований и предпочтений покупателей. Если вчера на маркетплейсах люди искали дешевые товары, то сегодня во главу угла покупатель ставит качество товара и удобную доставку. Борьба за клиента рождает здоровую конкуренция в этой сфере.
В 2022 году территории нового бизнеса вновь претерпевают изменения. Участники ecommerce в один голос отмечают общие веяния рынка. Василий Жайворонок, руководитель департамента по развитию федеральных клиентов «Почта России», отмечает, что сегодня взгляд покупателя падает на качество товара, растет объем заказов, вместе с тем идет падение среднего чека покупок. «По роду деятельности я тесно взаимодействую с маркетплейсами. Вместе с расширением ассортимента товаров на маркетплейсах растет количество селлеров, реклама на площадке стала более продуктивной. Сегодня у продавцов уже не встает вопрос, где брать товар и где продавать», — рассказал Василий Жайворонок.
В текущих реалиях как опытных продавцов, так и новичков в бизнесе волнует вопрос, как закрепиться в нише и стать лучшим селлером? Вполне логично, что территория вокруг нового бизнеса обрастает дополнительными сервисами под любые запросы продавцов. Сегодня получить звание «лучший селлер» просто, как никогда. Компании предлагают всевозможные услуги. Это и фулфилмент, и аналитические сервисы, помогающие выбрать нишу, растет спрос на управление продажами в формате одртного окна. Появляется новый софт, что упрощает масштабировать работу. Благодаря таким помощникам выстроить бизнес с нуля без должного опыта стало реальностью.
Вместе с маркетплейсами-гигантами набирают популярность нишевые сервисы. Только в 2022 году появилось около 5 таких компаний. О преимуществах нишевого бизнеса рассказал стартапер и основатель компании «МаксМаркет» Максим Ильин. «Нишевые маркетплейсы очень развиты в Китае. В нашей стране эта история тоже набирает обороты. Шесть лет назад я создал компанию с нуля в своем «гараже». Сегодня МаксМаркет – это современная онлайн площадка, где в два клика можно не только купить товар, но и стать продавцом. В 2019 году наш оборот составил 10 млн рублей. Спустя два года он достиг отметки в 3,5 млрд рублей. Наше преимущество в том, что мы гарантируем выкуп товара. Наш сервис востребован особенно среди селлеров-новичков», — пояснил Максим Ильин.
В 2022 году в сфере ритейла образовался разрыв в доступности большого ряда товаров. Довольно быстро коммерция нашла новые каналы поставки. Особое место занял Китай. Алексей Полетаев, менеджер по развитию JoomPro, отмечает, что сегодня доля продавцов, которые приходят за товарами из Китая, растет в геометрической прогрессии. «Спрос на товары из Китая обусловлен тем, что логистика между странами становится проще, снизилась стоимость перевозок, и понятны сроки доставки. Это приводит к росту оборота товаров из Китая. Наша компания JoomPro — это сервис для закупки и доставки товаров из Китая под ключ. Компания помогает сделать оптовый импорт простым и эффективным», — рассказал Алексей Полетаев.
Свежие комментарии