«Опыты умозрения» - персональная выставка Валерия Юрлова из собрания ГТГ и Романа Бабичева .Третьяковская галерея, Новая Третьяковка, Западное крыло, 4 зал, Крымский вал, 10. Куратор - Ирина Горлова.
4 марта Третьяковская галерея открывает выставку последнего здравствующего русского авангардиста Валерия Ивановича Юрлова (1932 г/р).
Он приобрёл известность как изобретатель метода «пары-форм». Советская художественная критика ставила его в один ряд с художниками западноевропейского и американского авангарда.Юрлов был единственным действующим в Советском союзе формалистом. Не будучи эмигрантом, он стал реальным участником международного художественного процесса и уже во времена СССР получил признание на Западе. Дружил с Ильёй Кабаковым, Эриком Булатовым, переписывался с Виктором Шкловским, знал семью Александра Родченко. В 90-е уехал в США. Картины Валерия Юрлова находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея, Zimmerli, музее Дюка в США, продавались на Sotheby's и Christies.
Искусство Валерия Юрлова стоит особняком.
Его произведения, несомненно, навеяны новаторскими открытиями ХХ столетия, которые будоражили воображение, вдохновляли, подпитывали идеями и провоцировали страстное желание - открыть что-то новое в искусстве, ранее не существовавшее. Валерий Юрлов из тех, кому удалось найти свой путь в творческом пространстве - возможно, путь к самому себе, в мир удивительных образов и философских ассоциаций.
Его первые значительные эксперименты на пути к собственному видению художественной формы состоялись в живописном кавказском селении Гульрипш, где он провел практически десять лет после окончания учебы, ненадолго наведываясь в Москву. Именно тогда появились его первая «Троица», «Уроки Дионисия», другие работы, поистине революционные для того времени, для страны, где существовал тоталитарный режим, диктующий свои порядки как в жизни, так и в искусстве.
Художник мало интересовался, чем занимались его друзья-коллеги в Москве, поскольку далеко не всегда находил с ними взаимопонимание, особенно если речь шла о главном - о творческом методе, о новых направлениях в искусстве, Он никогда не примыкал ни к каким художественным движениям и группам.
Он жил вне политики, ни разу не поддавшись соблазну использовать угодную властям идеологию в своем творчестве. Оно развивалось вдали от суеты как официальных, так и полулегальных выставок, вернисажей, презентаций... Он всегда был и остается просто художником.
Иные сферы жизни, вероятно, были для него вторичными. Поглощенный своими экспериментами, Валерий Юрлов спешил осмыслить и переплавить в оригинальные художественные замыслы все, что привлекало его внимание, Творческая интуиция подсказывала нестандартные концептуальные решения, идеи воплощались в сериях работ, сформировавших базовое направление, которому художник дал название «пара форм», означающее два состояния объекта. Он производит многочисленные опыты, сравнивая два подобных объекта: один из них - девственный, а второй, подвергшийся воздействию времени, окружающей среды... Это блестящий результат его философских наблюдений, невероятной изобретательности и, разумеется, длительных трудов.
Сегодня многое из того, что раньше казалось недосягаемым образом, эталоном свободы творчества, стало возможным благодаря изменениям, которые произошли в бывшем Советском Союзе, наиболее существенным и необратимым со времен большевистской революции. Произведения мастеров, составивших созвездие советского андерграунда, становятся все более известными за рубежом и у себя на родине. Среди них и работы Валерия Юрлова. Как человек с тонким художественным вкусом Валерий Юрлов не может не ощущать необычности и новаторского духа работ своих соотечественников и современников, таких как Марлен Шпиндлер, другие мастера. Плоды их творческих усилий сопоставимы с лучшими произведениями европейских и американских коллег.
5 марта – 25 мая 2025г.
Свежие комментарии